Руководство для новичков: пейзажи и композиция.
Данная статья является выдержкой из книги "Руководство для новичков пейзажной фотографии", которую написал Каб Кан (Cub Kahn).
Проясните идею - то, что вы хотите донести с помощью фотографии
Фотографии могут говорить. Хорошие фотографии природы передают очень многое. Композиция - это расположение различных визуальных элементов на снимке. Как фотограф вы используете линии, очертания, цвета, тона, узоры, текстуры, баланс, симметрию, глубину, перспективу, масштаб и освещение, чтоб оживить ваше изображение. Но необходимость учета всех перечисленных составляющих и их взаимодействия на снимке может привести в уныние. Более близкий к реальности подход к композиции пейзажной фотографии - это посмотреть на объекты через видоискатель и задать себе два вопроса. (Вероятно, вам не следует задавать их вслух, иначе окружающие вас люди и животные сильно удивятся вашим разговорам с самим собой.)
- Что я хочу сказать этой фотографией?
- Как именно я хочу это передать?
Фотографии природы хороши тогда, когда их смысл ясен и понятен. В случае если суть того, что нужно донести, искажена, слаба или теряется из-за рассеянных визуальных элементов композиции, снимок не задержит взгляда смотрящего. Изображения, передающие мощную идею, заставляют зрителя вернуть взгляд, чтоб впитать их красоту и смысл.
Не усложняйте
При построении композиции вы всегда должны держать в уме одно слово - простота. Вместо того, чтоб пытаться захватить максимальное количество предметов своим снимком одновременно - стаю гусей, зеленый луг, потрясающий закат и играющего ребенка - стремитесь к простоте. Это самая лучшая стратегия. Любопытно, но некоторые фотографы-профессионалы часто применяют субтрактивный подход, а не аддитивный. Вместо раздумий о том, чего бы еще добавить в композицию, они концентрируют внимание на обратном: что бы еще из нее убрать, чтоб усилить впечатление.
Во многих случаях плохая композиция может быть преобразована в хорошую путем точной настройки через видоискатель, то есть смещением камеры немного вправо, влево, вверх или вниз с целью упрощения. Когда ваша идея разбавлена нежелательными визуальными объектами, композиция страдает. Избегайте визуальной суеты, и ваша композиция зазвучит!
Проявите терпение
Хорошая композиция требует времени, отличная композиция требует его гораздо больше. Фотографии природы, скомпонованные за десять секунд или меньше, обычно мало похожи на те, на которые потрачено 10 минут и более. В природе иногда бывает так, что необходимо быстро сфокусироваться и сделать снимок или возможность будет утеряна безвозвратно. Но большинство объектов природы меняются очень медленно. Если вы задержитесь для тщательной композиции, в награду вы можете обрести опыт медитации вместе с существенным улучшением ваших фото.
Заполните рамку
Точно как художник-пейзажист не оставляет пустых пятен на холсте, так и вы не должны упускать из внимания ни малейшей части того, что обрамлено в ваш видоискатель. Подумайте, как лучше всего использовать "холст" каждой своей фотографии. Когда вы смотрите через видоискатель, думайте о прямоугольной рамке для картин: при формировании композиции используйте все доступное пространство. Заполните рамку!
Вы можете значительно укрепить композицию, используя возможности приближения линзы вашей камеры, или, если это возможно, подбираясь как можно ближе к объекту съемки. Фотокомпозиция слабеет, если ее важный объект слишком мал и его трудно разглядеть.
Не забывайте о вертикальных снимках
Длина кадра 35-имилиметровой пленки на 50% больше ширины, таким образом, фотографии по форме прямоугольные, а не квадратные. Большинство людей имеют устойчивую тенденцию делать больше горизонтальных фото, чем вертикальных. Но многие пейзажи имеют выраженные вертикальные элементы, такие, как деревья, горы и водопады. Иногда в зависимости от перспективы даже горизонтальные особенности пейзажа могут казаться вертикальными. Например, если вы стоите на мосту, наклонившись, а под вами бежит река, то на покажется вам вертикальными элементом.
Продумайте, как выгоднее расположить снимок: горизонтально или вертикально? Вы сможете разнообразить свои пейзажи, если сознательно будете делать больше вертикальных фото.
Найдите линии
Вы найдете линии почти везде, куда бы вы не направили камеру. Как вы можете их использовать для улучшения своих снимков? Три элемента, за которыми нужно следить при композиции, - это диагонали, направляющие линии и кривые. Разумное размещение этих линий поможет создать незабываемый шедевр. Горизонтали и вертикали обычно обрамляют сцену или создают визуальные границы сцены. Они создают иллюзию неподвижности, тогда как диагонали динамичны!
Разновидность диагональных линий - направляющие. Направляющая линия может исходить из любого угла по направлению к центру изображения или к значащему объекту. Вы можете обнаружить множество направляющих линий в природе: это и берег реки, и граница между лугом и лесом, и упавшее дерево. Такие линии часто улучшают снимки, потому что они направляют взгляд внутрь картины. Они обычно связывают передний план с фоном, создавая эффект глубины.
Кривые линии придают эстетику пейзажным фотографиям. В частности, S-образные линии приятны для глаза. Примером являются петляющие реки, изогнутые стволы деревьев, плетущиеся ветви и лозы, кучевые облака и извивающиеся змеи.
Размещайте предметы не по центру кадра
Многие люди формируют композицию по давно заведенному правилу: главный объект в центре изображения. Этот подход порождает серии снимков, которые выглядят статично, будто их снимали в студии. Часто вы можете сделать снимок более интересным, если расположите главный объект не по центру. Самый простой путь - это правило третей. Представьте, что сцена в вашем видоискателе разделена на части по горизонтали и вертикали. Принцип разделения на трети показан на рисунке.
Старайтесь размещать ключевой предмет таким образом, чтоб он располагался примерно на пересечении воображаемых линий. Например, линию горизонта можно сопоставить с одной из горизонтальных прямых, на расстоянии в 1/3 высоты изображения от края. Цель этого правила - разнообразить композицию, разместив сознательно ключевые объекты в стороне от центра.
Статья написана по материалам книги "Руководство для новичков пейзажной фотографии".
Автор ФотоСтарт.info
[ назад ]
|