Резкость в фотографии: рекомендации и пояснения.
Иногда фотография в уменьшенном масштабе кажется резкой, но посмотрев на неё при большем увеличении, можно заметить, что некоторые очертания и детали выглядят размытыми. Если вы попали в подобную ситуацию, не стоит расстраиваться.
Иногда причина отсутствия резкости скрывается в смещении фтокамеры в момент съёмки. Почти все снимают без штатива, но не каждый может держать аппарат неподвижно. Даже ничтожный сдвиг камеры ухудшает резкость — и не думайте, что короткая выдержка может застраховать вас. Это вовсе не значит, что нельзя сделать резкие снимки с рук. Важны правильные приемы, а навык вырабатывается. Старайтесь не снимать на ходу или при другом движении (например, из окна автомобиля). Если есть возможность, лучше задержаться и сделать фотографию, стоя неподвижно, иначе резкости не будет.
Всё резко - значит хорошо?
Вы, вероятно, скажете: резкий снимок позволяет видеть все, вплоть до мелочей, отчетливо, как в натуре. На нерезком очертании смягчаются, а детали вовсе невозможно различить. Стало быть, ответ ясен?
Но когда мы смотрим на то, что находится перед нами, разве мы видим все сразу? Глаз на это не способен. Мы останавливаем взгляд на том, что занимает нас в этот момент, а остального попросту не замечаем, если только что-нибудь не бросается в глаза, не привлекает внимания невольно.
Снимок — тот же взгляд, остановленный на чем-то определенном. Снимая, мы даже не успели заметить остального. Объектив успевает сделать больше, — на резком снимке он передает все, что было перед ним, так же отчетливо, как и то, что видели и снимали мы. Иногда это нужно, но чаще — совсем излишне.
Вот простые примеры из тех, с которыми приходится сталкиваться каждому. Например, портрет на лугу — резко только главное — передний план. Трава уже в полуметре позади теряет резкость, а дальше стебли нельзя различить. Можно догадаться, что вдали видны деревья, автомобиль, но нерезкое не привлекает внимания. Можно ли считать такую нерезкость недостатком? Напротив, она убирает ненужные детали. Здесь нам безразлично, что представляют собой светлые кружки позади — цветы или солнечные блики на фарах, а резкость изображения на переднем плане выделяет именно то, что мы хотели показать.
|
Фото 1. При помощи резкости делается акцент на переднем плане. |
|
Фото 2. При помощи резкости делается акцент на заднем плане. |
Кроме того, глаз не способен видеть в один и тот же момент одинаково четко все предметы, расположенные вблизи и вдали. Поэтому когда предметы на переднем плане видны на менее резком фоне, то разница в резкости сразу подсказывает, что фон находился далеко. Снимок всегда остается плоским, но здесь при первом взгляде создается непроизвольное впечатление, что пространство, видимое на нем, простирается в глубину. Именно такое изображение больше других похоже на действительность.
Есть и другой вид нерезкости, который не является недостатком: меньшая резкость изображения того, что движется. Все, что движется быстро, невозможно рассмотреть в деталях, — глаз успевает уловить только общие очертания. Нерезкость изображения движущегося становится недостатком, лишь когда предмет или его часть превращается в бесформенное пятно, то есть когда предмет уже нельзя узнать. Нерезкость изображения подвижных предметов (или фона, на котором они видны) — тема для отдельного разговора, а здесь упомянуто о ней лишь затем, чтобы подчеркнуть: нерезкость далеко не всегда является недостатком.
Нерезкость может улучшить изображение, передать действительность естественней. Контраст между резким и нерезким дает в то же время возможность сделать снимок более выразительным, выделить в нем главное. Среди выразительных средств фотографии он стоит в одном ряду с такими, как свет и тень, как крупное и мелкое изображение, как расположение предметов в кадре.
О глубине резкости
Глубина резкости - очень важная для фотографов характеристика. Говоря простым языком, глубина резкости - это расстояние между самым близким и самым дальним объектами, находящимися в фокусе.
Глубина резкости изменяется в широких пределах. Чем больше расстояние от фотоаппарата до предметов и чем меньше отверстие диафрагмы, тем большее пространство изображается резко. Кроме того, глубина зависит от фокусного расстояния объектива, но в повседневной практике оно остается постоянным.
Одной из областей, где глубина резкости играет важнейшую роль, является портретная фотосъёмка. Варьируя её, можно получать весьма интересные эффекты. Например, делая нерезким фон, можно приковать внимание к лицу модели. Когда детали фона не являются существенными, можно попытаться за счёт его "смягчения" выделить для зрителя объект съёмки.
|
|
Фото с большей глубиной резкости. |
Фото с меньшей глубиной резкости. |
На примере вы видите иллюстрацию того, как влияет глубина резкости на фон объекта. Что лучше, а что хуже - решать вам в каждой конкретной ситуации.
Напоследок - совет. Если глубина недостаточна или слишком велика, в практике съемок ее можно изменить такими способами:
- отойти с аппаратом назад или приблизиться к предметам (второе не всегда удается, так как предметы могут не поместиться в кадре);
- снимать с другим отверстием диафрагмы (если удается во столько же раз изменить выдержку);
- кроме того, можно сделать так, что на снимке будет использована не вся глубина резкости, а только часть; для этого достаточно, не перемещая аппарат, изменить расстояние наводки.
Использованы материалы из сборника "250 советов фотографу" под редакцией А. В. Шеклеина
Автор: ФотоСтарт.info
[ назад ]
|